Поступившие предложения на бренд района
Историко-культурное обоснование бренда
Идеология бренда
Коммуникационный слоган региона: «Инза – малиновая столица России».
Идеология бренда: Малина не случайно на протяжении многих лет ассоциируется жителями Инзенского района как «своя» ягода, а сам Инзенский край традиционно называется Малиновым краем. Изначально топонимы района восходят к мордовским названиям. Топоним «Инза» в переводе с мордовского-эрзя означает «малина». Вот почему реку Инза, по названию которой город получил свое название, инзенцы называют Малиновой рекой.
Малина – типичная ягодная культура, которая на протяжении тысячелетий используется народами России в пищу; считается особым лакомством, лекарственным растением, продуктом, несущим здоровье, придающим силу и бодрость.
Сложный плод ягоды-малины, состоящий из отдельных костянок, символизирует единство, которое мы, инзенцы, воспринимаем как единство народов, проживающих на территории нашего муниципального образования, как единство семьи как ячейки общества, как объединение 8-ми сельских и городских поселений.
Вкус малины неповторим и любим россиянами, поэтому не случайно с образом этой ягоды ассоциируются воспоминания о детстве, о всем лучшем, добром, хорошем и приятном, что есть в жизни каждого человека.
Удивительна живучесть и приспособляемость малины как ягодной культуры. Она в изобилии растет по берегам рек Инзенского края, в наших многочисленных лесах. Она занимает достойное место в садах инзенцев. Такая неприхотливость ягодного кустарника, способность перенести самые сильные морозы и летний зной олицетворяют жизненную силу, крепость, способность к развитию.
Малина наполняет человека зарядом бодрости и силы, поэтому мы воспринимаем ее как символ здорового образа жизни, спорта.
Российская Федерация, согласно официальной статистике, занимает 1-е место в мире по сбору малины (2-е место – США и Сербия, 3-е место – Польша, 4-е место – Германия, 5-е место – Канада). ¾ всего мирового валового производства малины сосредоточено в 5-ти странах-лидерах (Россия, Сербия, США, Польша, Германия). Мы не должны упустить возможности официально закрепить за собой титул Малиновой столицы.
Инзенскими авторами в 2006-2011 гг. изданы книги с брендовым названием: «Есть в России малиновый край…», «Инза – город на реке Малиновой» и др.
Образ этой ягоды прочно вошел в фольклор народов, живущих в Инзенском крае. О малине сложены стихи, песни, сказки. Несомненно, эта ягода прочно вошла в историко-культурное наследие инзенцев, что нашло отражение в народной вышивке, лепке глиняных изделий, в обрядах, традициях и т.д.
Название ягоды издавна закрепилось и в других топонимах Инзенского края. На территории района до недавних пор существовала деревня с поэтичным названием Малиновка. Сейчас нет деревни, но есть Малиновый пруд – излюбленное место отдыха и рыбалки жителей не только Инзенского района, но и соседних муниципальных районов, а также нашей соседей из Республики Мордовия.
В нескольких километрах от Инзы – еще один пруд и поселок Ягодный.
В городе Инза работает кафе «Малинки».
Ведущие специалисты ОГОУ СПО Инзенский государственный техникум отраслевых технологий, экономики и права разработали эксклюзивную рецептуру кондитерских изделий с использованием малины.
Ряд промышленных предприятий района апробировали производство продукции с малиновой символикой.
Миссия
Позиционирование Инзенского района как Малинового края, а города Инзы как малиновой столицы России уже на протяжении нескольких лет позволило сформировать определенную «узнаваемость» нашего края на российском пространстве. Продвижение указанного бренда, на наш взгляд, создаст выгодные и очевидные преимущества не только для развития сферы культуры и туризма, но и позволит повысить инвестиционную привлекательность района, объединит усилия предпринимательского сообщества, ведущих хозяйствующих субъектов Инзенского края в использовании логотипа как товарного знака, своеобразной визитной карточки места производства продукции. Данный логотип с успехом могут использовать Диатомит-Инвест, ООО ПФ «Инзенский древзавод», ООО «Камелия» и др.
Долгосрочное видение
Реализация указанного проекта по брендингу включает следующие позиции:
Пополнение фондов созданного на базе ОГОУ СПО Инзенский государственный техникум отраслевых технологий, экономики и права Музея малиновой столицы России с целью включения объекта в туристические маршруты как внутрирегионального, так и всероссийского характера (сбор экспонатов ведется на протяжении 3 лет).
Открытие Памятника Малине в районном центре.
Проведение брендовых мероприятий областного, межрегионального, всероссийского и международного уровня (фестивали, выставки, конкурсы, пленэры, вернисажи и т.д.; Малиновый перезвон, Малиновые вечера, Малиновое кружево России и пр.).
Архитектурно-эстетическое оформление населенных пунктов, предприятий, организаций Инзенского района с использованием логотипа в самых разных формах и приемах исполнения (баннеры, билборды, малые архитектурные формы и пр.).
Производство продукции на основе малинового сырья (пищевая промышленность), сувенирной продукции (для этого уже есть необходимая инфраструктура: швейное производство на базе ООО «Камелия», фабрика мягкой игрушки в с. Оськино и т.д.).
Открытие Школы Малины на базе Центра творчества молодежи (народная медицина, декоративно-прикладное творчество и возрождение народных ремесел и пр.).
Проведение брендинговых мероприятий, таких как «Малиновая ярмарка России», экспозиций и выставок промышленных изделий «Малиновый звон» и т.д.
Создание фильма «Малиновая столица России» (телекомпания РИО, г. Самара) с его показом на территории ПФО и центральных каналах России («Культура», «ТВЦ» и др.).
Создание сайта Музея малиновой столицы России (апрель 2011 г.) на русском, английском, французском и немецком языках (в перспективе будет осуществлен перевод текстовой части и на другие европейские и восточные языки).
Легенда и история
Малина нашла отражение не только в топонимике Инзенского края, но и в его символах: на гербе города, района, на флагах муниципальных образований, утвержденных Геральдической Палатой Российской Федерации. Первой ягодой, которая «приходила» вместе с первыми жителями при основании населенных пунктов на территории Инзенского края в силу почвенно-климатических и иных причин была малина. Именно этот ягодный кустарник иногда в его дикорастущей форме появлялся вблизи домов при строительстве Карсунско-Симбирской засечной черты еще в 1647 году. Это доказано археологами и ботаниками, производившими исследования на территории нашего района.
На протяжении многих поколений инзенцы всегда оставались верными «своей» ягоде: она традиционно являлась предметом торговли на местных базарах и ярмарках. Рецепты малиновой настойки до сих пор сохранились во многих инзенских семьях. Любой житель нашего края на вопрос, какие народные средства он в первую очередь употребляет при простуде, ответит: малиновое варенье.
Современное поколение не утратило традиции предыдущих поколений. В садах инзенцев всегда есть малина. Сейчас не редкость ремонтантные сорта, а также сорта с желтым, оранжевым, черным цветом ягоды. Последние эксперименты инзенцев – выращивание малинового дерева.
Ценность бренда
Выгодность и безусловная ценность представленного бренда позволяет использовать его практически во всех сферах социально-экономической жизни не только Инзенского района, но и в целом Ульяновской области: промышленное производство, сельское хозяйство (включая малый бизнес, ЛПХ и т.д.), торговля, образование, культура и досуг, туризм (в том числе сельский и альтернативный), система воспитания подрастающего поколения, возрождение традиций и ремесел, спорт и здоровый образ жизни, фармация и медицина (включая народную), конфессиональная культура (прежде всего, православная), архитектурный облик населенных пунктов, музейное дело и т.д.
Очевидные преимущества бренда и логотипа: его презентабельность, узнаваемость, позитивное восприятие, эксклюзивность на российском пространстве, историко-культурная обоснованность, первенство и лидирующие позиции.
Коммуникационные стандарты
Учитывая имеющийся опыт в Инзенском районе в части изготовления сувенирной и рекламной продукции за последние годы, есть реальные возможности перехода к определению стандартов рекламных материалов, макетов для различных каналов, стандартной верстке.
Указанный проект поддержан в его содержательной части ведущими учеными Российской Федерации в рамках Зонального бюро литературоведов Поволжья (Председатель д.п.н., профессор О.М. Буранок), участниками ежегодной Международной научно-практической конференции – Ознобишинские научные чтения (в 9-й раз пройдут в г.Инза 4-5 июля 2011 года), известными земляками (академик Российской академии образования, д.э.н., профессор, президент Пятигорского государственного лингвистического университета Ю.С. Давыдов и др.).
Справку подготовил:
Доктор исторических наук, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Поволжского филиала Института российской истории РАН, директор Инзенского государственного техникума отраслевых технологий, экономики и права, Заслуженный учитель школы Российской Федерации: В.Н. Шкунов